>

Об авторах
ENG
Галина Габриэль, кандидат искусствоведения, член Союза Художников России, член Международной Ассоциации   искусствоведов и критиков (АИС)

В насыщенном ювелирном пространстве Санкт-Петербурга творческий дуэт Виталия Веревкина и Ольги Шабановой  давно и прочно занял свою нишу.  В ювелирном деле они уже несколько десятилетий и за это время  обрели свой круг ценителей и почитателей,  в их творчестве сформировались любимые  темы и сюжеты, характерные художественные приемы, обозначились приоритеты в выборе материалов и технологий. В последние годы к этому тандему органично присоединился сын - Михаил,   продолжающий и развивающий идеи и находки старшего поколения.
  
     Главная тема работ этих  художников - мир  природы во всех ее проявлениях.  В этой страстной любви к красоте мироздания, ко всему, что растет, летает, плавает Виталий,  Ольга и Михаил напоминают мне  творчество гениального Рене Лалика и шире - украшения  эпохи  Ар Нуво. Но речь не идет о  копировании или подражании  великим мастерам того времени: скорее можно говорить об общности подхода к концептуальному решению работ, в умении органично соединить камень и металл, и на этой гармонии создать  образ ювелирной вещи.    
 
     Камень занимает решающее значение в их работах и это   не всегда  только камень драгоценный. Включение в композиции резного полудрагоценного камня, часто уникального по красоте и цветовой насыщенности  - характерная особенность  украшений этих мастеров. Именно такой  камень  чаще всего становится смысловым центром, доминантой   украшения, наделяется  метафорическим планом. Изумительный чукотский агат может воплощать  в работе красоту зимнего пейзажа  или зыбкость сумеречных  ощущений, благородные опалы будут рождать ассоциации с глубоким синим летним небом или стать метафорой  мерцающего при солнечном свете лесного озера,   резной раухтопаз передаст твердость панциря  рака,  а  нежный цитрин станет легким одуванчиком... Рядом с  резным камнем, вокруг которого обычно строится композиции украшения,  как правило появляется россыпь граненных демантоидов, бриллиантов, сапфиров,   составляя вместе с центральным камнем  гармоничный и звучный ансамбль.... Уделяя большое внимание  в работе  камню,  художники не  забывают и о металле, который никогда не бывает у них пассивным  фоном для камня. В своих работах они предпочитают работать с золотом - материалом отзывчивым на движение руки мастера, дающим возможность создать  прихотливое и изящное сопровождение  камню, органично соединить их в выразительном  равновесии. К металлу часто добавляется горячая эмаль, позволяющая  не просто разнообразить цветовую палитру, но и создать  конкретный образ, например, шмеля, стрекозы, которых так любят изображать художники, и делают это замечательно. Насекомые  хрупки, подвижны, даны в момент движения,  создавая иллюзию «сверх реальности».... И каждый раз рассматривая ювелирные украшения  этих  художников я испытываю удовольствие от созерцания этой завораживающей  картины мироздания, так  любовно и увлеченно  воплощенной в камне и металле ….